Запись

[Страдариум] Социальная антропология: открытия, изменившие мир (Александра Архипова)

Тема в разделе "Другие тематики"

Цена:
6770 руб
Взнос:
491 руб
Организатор:
Айлин

Список участников складчины:

1. Айлин 2. Raccoon_13
open
2
Записаться
  1. Айлин Организатор складчин

    [Страдариум] Социальная антропология: открытия, изменившие мир (Александра Архипова)

    [​IMG]
    Социальную антропологию (науку об эволюции общества) не преподают в школах — и очень жаль!
    Но если бы ее преподавали, то что должен был бы знать широкий круг людей?
    Этот курс о том, как стремление понять людей из других культур ведет к пониманию себя, как изучение древних мифологий связано с Голливудом, и почему, чтобы бороться с наркоторговцами, надо знать
    их ритуалы.
    Поговорим о пяти самых известных открытиях в антропологии, которые связаны с мифами, ритуалами, деньгами и символическими границами. Привычные вещи откроются в новом свете.

    Чему научитесь:
    Поймете, как в разных культурах, в том числе нашей, устроены ритуалы, объединяющие людей и мифологические представления, объясняющие мир
    Познакомитесь с классическими антропологическими исследованиями, изменившими мир

    Программа:
    Лекция 1. Все относительно! — открытие социального релятивизма.

    Антропологи едут к далеким народам и изучают чуждые европейцам ценности, чтобы понять, что не существует единых нравственных законов. Представление о норме оказывается уникальным для каждой культуры (это и называется социальный релятивизм).
    Это открытие приводит к неожиданным изменениям внутри европейской культуры, меняет отношение к мигрантам, привычным социальным институтам и даже к сексу.
    Обсуждаем книги:
    Маргарет Мид «Взросление на Самоа» (1928)
    Бронислава Малиновского «Секс и вытеснение в обществе дикарей» (1927)
    Судхира Венкатеша «Главарь банды на день» (2008)
    27 сентября в 19:30 по МСК (Пт)

    Лекция 2. Расскажи мне твой миф, и я скажу, кто ты
    В школе нас учили, что мифы возникают случайным образом, когда первобытные невежественные люди пытались объяснить непонятные им явления природы.
    Но только ли дело в этом? Почему мифологические истории из разных концов мира так похожи? Что такого важного есть в мифах, что люди воспроизводят их снова и снова. Почему мифология не умерла с появлением науки?
    Обсуждаем книги:
    Владимира Проппа «Морфология сказки» (1928)
    Леви-Стросс «Структурная антропология» (1958)
    Мэри Дуглас «Чистота и опасность» (1966)
    Hortense Powdermaker «Hollywood: The Dream Factory, An Anthropologist Looks at the Movie Makers» (1951)
    4 октября в 19:30 по МСК (Пт)

    Лекция 3. Колдовство и коррупция: как на самом деле работает магическое мышление
    Нельзя убить соседа, пронзив иголкой сердце похожей на него куклы. С этим согласятся все. Но почему тогда магическое мышление до сих пор существует? Зачем оно нужно обществу? Зачем маркетологи и экономисты на полном серьезе изучают «законы» магии? И как устроена связь колдовства с коррупцией?
    Поговорим о книге Э. Эванс-Притчарда «Колдовство, оракулы и магия у азанде» (1937), испытаем на себе действенность магических заклинаний.
    11 октября в 19:30 по МСК (Пт)

    Лекция 4. Дарообмен: как не оказаться съеденными чужаками, а превратить их в добрых соседей?
    Многие из вас знают слова «обмыть» и «проставиться». Мы обмываем удачное приобретение, чувствуем необходимость поделиться с окружающими своей удачей и сгладить неловкость от возникшего неравенства. Тем самым мы вовлекаемся в дарообмен.
    Социальный механизм дарообмена глубоко архаичен и повсеместно распространен. Откуда у нас это стремление?
    Обсуждаем:
    книгу Марселя Мосса «Дар» (1925)
    статью Джорджа Фостера «Ограниченное благо» (1965)
    18 октября в 19:30 по МСК (Пт)

    Лекция 5. Как ритуалы делают из людей единое общество
    Как правило, человек сначала замечает песчинку в глазах другого, а только потом — бревно в глазу у себя. Антропологи долго изучали экзотические ритуалы далеких племен, а потом обнаружили, что любое сообщество создает множество обрядов. Но почему люди нуждаются в коллективных ритуалах? Откуда берется подростковая инициация? Почему обряды инициации такие жестокие?
    Обсуждаем книги:
    Ардольда ван Геннера «Обряды перехода» (1909)
    Виктора Тернера «Структура и антиструктура» (1965)
    25 октября в 19:30 по МСК (Пт)

    Автор и спикер: Александра Архипова
    Социальный антрополог, приглашенный преподаватель Высшей нормальной школы, Париж, Франция. Ведет телеграм-канал (Не)занимательная антропология. Один из авторов книги «Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР»
    *признана иностранным агентом
    Скрытый текст. Доступен только зарегистрированным пользователям.Нажмите, чтобы раскрыть...
     
  2. Похожие складчины
    Загрузка...
Наверх